Тоннели БАМа. Северо-Муйский хребет.
Институт «Ленметрогипротранс» спроектировал на трассе Байкало-Амурской магистрали 10 тоннелей общей протяженностью около 60 км.
За эту работу институт «Ленметрогипротранс» в 1991 г. удостоен премией Совета Министров СССР.
Наименование тоннеля |
Длина (км) |
Примечание |
Байкальский перевальный |
6,7 км. |
Однопутный |
Мысовые тоннели на побережье оз. Байкал. (№ 1, №2, №3, №4 |
№ 1-0,4км №2-1,8 км №3-1,6км №4-13 км |
Двухпутные |
Северо-Муйский перевальный тоннель
|
15,3 км. |
Однопутный |
Тоннели на обходе Северо-Муйского хребта, №1, №3) |
№1-1,7 км. №3-0,8км. |
Однопутные |
Кодарский перевальный тоннель
|
1,95 км. |
Однопутный |
Нагорный тоннель |
1,2 км. |
Однопутный |
Байкальский тоннель расположен на участке Усть-Кут – Нижнеангарск. Тоннель односкатный с подъемом на восток при максимальном уклоне 13,5% проходит под самым низким, Даванским перевалом Байкальского хребта и пересекает границу Иркутской области и Бурятской.
Северо-Муйский тоннель, расположенный на участке Нижнеангарск – Чара, пересекает центральную часть одноименного хребта. Тоннель двухскатный. Гранитный массив по трассе Северо-Муйского тоннеля сильно дислоцирован тектоническими процессами с образованием многочисленных разноориентированных зон разломов, породы в которых раздроблены до состояния песка и щебня.
Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ) открывает путь к крупным источникам ценных минерально-сырьевых ресурсов в примыкающих к ней районах Сибири и Дальнего Востока. Протяженность магистрали 3200 км.
От Усть-Кута (ст. Лена) до Комсомольска-на-Амуре магистраль проходит по неосвоенным районам Восточной Сибири и является по существу первым хозяйственным объектом на тяготеющей к ней огромной территории площадью свыше 1,5 млн.кв.км.
Данный район характеризуется суровым климатом и сложными инженерно-геологическими условиями:
- высокогорье, отсутствие дорог
- высокая сейсмичность (до 10 баллов), следовательно разрушенность прочных пород
- резко континентальный климат, зимой температура опускается до - 45°С, летом поднимается до +35°С
- наличие по трассе тоннелей участков вечной мерзлоты с температурой грунтов -1-2°С
- температура грунтовых вод от +0,5°С до +50°С и притоки на забой до 500 - 700 куб.м в час;
До начала и в ходе строительства был выполнен большой объем исследований инженерно-геологических условий строительства:
- геофизические и термометрические исследования;
- бурение вертикальных и наклонных разведочных скважин;
- геолого-структурная, неотектоническая и сейсмогеологическая съемки;
- дешифрирование аэро- и космических съемок районов строительства тоннелей;
- обнаружения зон нарушенных грунтов без бурения разведочных скважин из забоя тоннеля методом, основанным на регистрации электромагнитной эмиссии бесконтактным способом.
Проходка тоннелей преимущественно велась на полное сечение буровзрывным способом с параллельным бетонированием бетонной обделки. В трещиноватых и сильнотрещиноватых скальных грунтах, в зонах тектонических разломов широко использовалась технология проходки с применением арочно-бетонной крепи.
Перед бетонированием внутреннего слоя обделки осуществляли измерение деформаций крепи, рассчитывали величину полного горного давления, по которому определяли требуемую несущую способность постоянной обделки и возможность демонтажа металлических арок. В основе технологии - прогреccивный способ крепления выработки с возведением податливой арочно-бетонной крепи сразу после разработки грунта в забое, что вовлекает в работу горный массив и снижает горное давление на крепь и обделку.
При сооружении Байкало-Амурской магистрали применялись следующие специальные способы ведения работ и конструкции:
- Инъекционное закрепление грунтов.
- Опережающие экраны из труб
- Комплексное водопонижение
- Проходка с помощью портальных буровых рам
- Сооружение тоннелей с раскрытием дополнительных забоев из ТРДШ
- Высокопроизводительные опалубки
- Низкотемпературное замораживание жидким азотом.
- Применение механизированнных горнопроходческих комплексов
- Новые бесскваженные геофизические методы обнаружения зон нарушения грунтов впереди забоя
- Новые двухслойные сейсмические конструкции обделок
Список использованных источников: