Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Канонерский тоннель

Канонерский тоннель являлся первым и единственным в СССР подводным тоннелем, сооруженным методом опускных секций. Он расположен в юго-западной части Санкт-Петербурга и связывает материковую часть с Канонерским островом. Введен в эксплуатацию в 1983 г.

При строительстве внедрено несколько изобретений (тт.Акатова В.И., Дукаревича С.Е. и др.). впервые в мире применен стык секций с передвижным участком малой длины и с подводным замораживанием жидким азотом.

Проектные работы выполнены «Ленметропроектом» (в настоящее время - «Ленметрогипротранс») и Ленинградским отделом СКВ Главмостостроя. Строительство велось Мостоотрядом №11 Мостостроя №6 и СМУ-9 Ленметростроя.

Канонерский тоннель внутри Авторство: deepskyobject. Канонерский остров / Kanonersky island, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=126506426

Основные строительно-монтажные работы по сооружению Канонерского тоннеля проводились на трех участках:

  • Первый участок включал в себя расположенные на Гутуевском острове и проходящие по территории железнодорожной станции порта открытую рампу перехода, монолитную береговую часть и котлован со шпунтовым ограждением для первых двух наплавных тоннельных секций.

Монолитная часть тоннеля сооружена в котловане, огражденным металлическим корытообразным шпунтом Л-V по УМТУ-5154-55 (Ларсен-V) весом 100 кг/м. Поскольку глубина котлована на этом участке составляет 21 метр, использовался шпунт длиной до 26 метров. Шпунтовые стены котлована при выработке грунта раскрепляли несколькими (2-4) ярусами трубчатых расстрелов через пояса жесткости. Шпунты погружали копром СП-56, стрела которого удлинена на 7 метров, с дизель-мотором С-974, имеющим ударную часть весом 5000 килограммов.

  • Второй участок строительства располагался на Канонерском острове и включал в себя открытую рампу и монолитную часть тоннеля с замкнутой обделкой. Конструкции, оборудование и ход работ аналогичны тем, что были применены на Гутуевском острове.
  • Третий участок находился также на Канонерском острове, но на расстоянии около 2 км от створа тоннеля. Этот участок включал в себя док-шлюз с полигоном для приготовления пяти наплавных секций. Бетонный завод и арматурный цех, относящиеся к этому участку, были оснащены высокотехнологичным оборудованием.

Технические характеристики:

Основная особенность подводного тоннеля — в технологии строительства средней ео части, состоящей из пяти заранее изготовленных железобетонных секций. Конструкция выполнена из монолитного железобетона с толщиной лотка, стен и перекрытия по 0,93 м.

Общая длина тоннеля 947 м, в том числе опускные секции 5х75=375м., сечение в свету 8,0x4,8 м., плюс пешеходный проход 1,5 м. Вес каждой секции составляет 8000 т.

Подрусловый участок сооружен методом погружения в подводную траншею опускных секций, изготовленных в док-шлюзе на Канонерском острове. Из док-шлюза секции наплаву были отбуксированы к месту их установки в проектное положение. Секции бетонировались последовательно блоками длиной по 8 метров, каждый из которых разделен на три элемента: лотковая плита, стены, перекрытие. Наружной опалубкой тоннельной секции является металлоизоляция, выполненная из листовой стали толщиной 6 миллиметров и усиленная на время бетонирования инвентарными рамами жесткости из двутавровых балок.

Сечение рампы тоннеля

Поперечное сечение канонерского тоннеля

Стыковка 4-х секций между собой осуществлена с помощью резиновых уплотняющих элементов голландского производства, для пятой секции этот элемент изготовлен на ленинградском заводе «Красный треугольник».

Тоннельные секции армированы крупногабаритными пространственными каркасами. В ходе работ применялся бетон марки 400 водонепроницаемостью В-8. Полигон обслуживали два козловых крана КС-50 и К-451 и гусеничный кран ДЭК-251.

 

Список использованных источников:

  1. За далью снова будет даль. Третье десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2012. - 421 с.
  2. Строительство Канонерского подводного тоннеля в Санкт-Петербурге


    Фото заставки: Авторство: deepskyobject. Канонерский остров / Kanonersky island, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=126506426