Абакан-Тайшет. Южно-сибирская ж/д магистраль.
Генеральный проектировщик: «Сибгипротранс».
Подрядчик: ОАО "Ленметрогипротранс"
Место расположения: на трассе Абакан-Тайшет.
Сдан в эксплуатацию: 1965
В 1958 году сотрудники «Ленметропроекта» (в настоящее время - «Ленметрогипротранса») начали работу над проектным заданием для тоннелей на трассе Абакан-Тайшет. Параллельно этому проводилась разработка рабочих чертежей генпланов строительных площадок у порталов и отвалов, временных зданий и сооружений на них.
Данную работу «Ленметрогипротранс» («Ленметропроект») выполнял на субподряде у генерального проектировщика линии института «Сибгипротранс». 29 января 1965 г. по со станции Абакан вышел первый поезд сквозным маршрутом до Тайшета.
Технические характеристики:
Трасса Абакан — Тайшет, последнее звено Южно-Сибирской магистрали, связывает кратчайшим путем Волгу с рекой Лена и берегами Байкала. Она на 270 километров сокращает пробег грузов между Кузбассом и Восточной Сибирью. Трасса проходит в труднодоступных Саянских хребтах, сквозь непроходимую тайгу, горные реки и болота.
На трассе Абакан-Тайшет протяженностью 647 км. было построено 9 тоннелей общей длиной 9,8 км., 6 тоннелей были спроектированы специалистами «Ленметропроекта» («Ленметрогипротранса») :
Абаканский |
3400 м. |
Кордонский |
940 м. |
Каспинский |
1569 м. |
Козинский |
1393 м. |
Крольский |
2252 м. |
Манский |
2468 м. |
Сооружение тоннелей велось, как правило, с раскрытием забоя на полный профиль. Это дало возможность применять «тяжелую механизацию», отказаться от громоздкого деревянного крепления и повысить скорости проходки в 2-2,5 раза.
Проходка Кордонского тоннеля и предпортальных участков Каспинского, Козинского, Крольского и Манского тоннелей осуществлялась с раскрытием забоя по частям (способ опертого свода) в сильно трещиноватых и нарушенных породах. Участки Кордонского тоннеля протяженностью 180 погонных метров и Манского — 400 погонных метров в сильно разрушенных породах приходилось проходить щитовым способом с обделкой из чугунных тюбингов (наружный диаметр 8,5 метров).
Обделка тоннелей на линии Абакан — Тайшет выполнена из монолитного бетона за исключением участков, сооруженных щитовым способом. Впервые в практике строительства обделки из монолитного бетона возводились специальными комплексами, изготовленными, заводом, № 5 «Главтоннельметростроя». Бетон подавался к месту укладки бетононасосами производительностью 10 кубических метров в час или пневмобетоноукладчиками емкостью 500 литров.
Слева: вентиляционное здание железнодорожного тоннеля линии Абакан-Тайшет Справа: портал Крольского тоннеля на этой линии
На строительстве тоннелей применялись два типа комплексов для, возведения обделки: металлическая секционная передвижная опалубка с тележками для бетонирования и перестановки опалубки и металлическая сборно-разборная опалубка с тележками-эректорами для разборки ее в хвосте и сборки в передней части. Применение этих комплексов позволило довести, скорости возведения, обделки до 80-90 погонных метров в месяц.
Проходка тоннелей в Абакане с раскрытием забоя на полный профиль и использование лучших отечественных горнопроходческих механизмов привели к повышению средние скорости проходки с 22,7 погонных метров в месяц, (на Кордонском тоннеле) до 40—60 (на Каспинском, Крольском, Манском и других тоннелях). Максимальная, скорость была, доведена до 85 погонных метров в месяц.
В это же время были построены Коршуновской ж/д тоннель - 973 м., Коршуновский гидротехнический тоннель - 970 м. и наклонная разгрузочная галерея Ачинского глиноземного завода - 97 м.
Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ или из книги «Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса»
Источник:
- «Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина].