Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Невско-Василеостровская линия (третья линия, зеленая)

Третья линия Петербургского метрополитена или Невско-Василеостровская является связующим звеном между западными и юго-восточными районами Санкт-Петербурга, обозначается зеленым цветом.

Сотрудники «Ленметропроекта» (в настоящее время – «Ленметрогипротранс») начали работу над Невско-Василеостровской линией в 1962 году. Строительство этой линии началось два года спустя в 1964 году.

Первый участок линии был открыт для пассажиров 3 ноября 1967 года и включал в себя четыре станции – «Площадь Александра Невского», «Маяковская», «Гостиный двор» и «Василеостровская» (в проекте «Средний проспект»). Строительная длина этого участка составила 8,2 километра и 6,7 километра эксплуатационная. На этом участке также появились две пересадочные станции: «Маяковская» - «Площадь Восстания» и «Гостиный двор» - «Невский проспект». Все четыре станции участка были нового, закрытого типа без боковых пересадочных платформ, как станция метро «Парк Победы». При этом пересадочные станции «Гостиный двор» и «Маяковская» были спроектированы и построены с шириной среднего (пассажирского) тоннеля на один метр больше, чем две другие станции данной линии.

Станция метро Василеостровская

Станция «Площадь Александра Невского -1» до перехода на станцию «Площадь Александра Невского-2»

Пересадки на станциях метро «Гостиный двор» и «Маяковская» сделаны без длинных коридоров, и для подъема вместо лестниц применены эскалаторы. Таким образом, на пересадке пассажиры не утомляются и тратят минимум времени. Конструкция пересадочной станции «Гостиный двор» состоит из трех тоннелей - двух боковых, являющихся продолжением перегонных тоннелей, и среднего зала, расположенного между ними.

Пересадочный узел станции «Невский проспект» - «Гостиный двор»

Станция метро Гостиный двор

Перегон от станции «Василеостровская» до «Гостиный двор» является самым длинным на участке - 3250 метров. Сооружался он под Невой в наиболее сложных инженерно-геологических условиях в связи с наличием здесь глубокого и широкого «размыва» кровли нижнекембрийских глин.

Второй участок линии был запущен 21 декабря 1970 года и включал всего две станции: «Елизаровская» и «Ломоносовская». Они закрытого типа, как и остальные станции на линии. Длина этого участка составила 5,8 км.  Ширина зала станции «Елизаровская» составляет 8,8 метра, а у станции «Ломоносовская» – 9,8 метра.

Вид 1. Станция метро Ломоносовская

Вид 2. Станция метро Ломоносовская

С 28 сентября 1979 года, когда была открыта станция метро «Приморская». Она стала первой станцией на линии, которая была не «закрытого типа». Станция метро Приморская была спроектирована и построена как колонно-стеновая.

10 июля 1981 года был открыт участок линии от станции метро «Ломоносовская» до станции метро «Обухово» с промежуточной станцией «Пролетарская». Протяженность участка составила 4,3 километра. Через 3 года, 28 декабря 1984 года, линия была продлена до станции «Рыбацкое», которая стала первой и единственной крытой наземной станцией в Петербургском метрополитене на тот момент.

В 2015 году начались работы по строительству станций «Зенит» (до 14 августа 2020 г. «Новокрестовская») и «Беговая». Их открытие было запланировано к моменту проведения Чемпионата мира по футболу в мае 2018 года. Данный участок Невско-Василеостровской линии является первым в России объектом, который был спроектирован и построен по технологии строительства двухпутных тоннелей, что позволило сократить сроки и стоимость строительства. Технология была разработана сотрудниками «Ленметрогипротранса».

Характеристика станций:

Название станции  Дата открытия  Тип станции 
Беговая  26 мая 2018 г. Колонная многопролётная, мелкого заложения

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69670379

Зенит, до 14 августа 2020 г. Новокрестовская 26 мая 2018 г.  Колонная многопролётная, мелкого заложения

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69670368

Приморская  28 сентября 1979 г. Колонно-стеновая, глубокого заложения

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33984738

Василеостровская  3 ноября 1967 г Закрытого типа

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674545

Гостиный двор  3 ноября 1967 г. Закрытого типа

Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506638

Маяковская  3 ноября 1967 г. Закрытого типа

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674544

Площадь Александра Невского  3 ноября 1967 г. Закрытого типа

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674557

Елизаровская  21 декабря 1970 г. Закрытого типа

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674549

Ломоносовская  21 декабря 1970 г. Закрытого типа

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674533

Пролетарская  10 июля 1981 г Колонная 

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674541

Обухово  10 июля 1981 г Односводчатая, глубокого заложения

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674543

Рыбацкое  28 декабря 1984 г.  Крытая наземная 

Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37725471


Фото в таблице: Список станций Петербургского метрополитена

Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ или из книги  «Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса»

Источники:

  1. Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2011. - 388 с
  2. За далью снова будет даль. Третье десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2012. - 421 с.
  3.  А годы летят... : четвертое десятилетие  «Ленметрогипротранса» / [с 1978 по 1986 год : сборник / составители: Н.И. Кулагин и другие]. - Санкт-Петербург : ПМБ, 2013. - 483 с.
  4. Невско-Василеостровская линия