Невско-Василеостровская линия (третья линия, зеленая)
Третья линия Петербургского метрополитена или Невско-Василеостровская является связующим звеном между западными и юго-восточными районами Санкт-Петербурга, обозначается зеленым цветом.
Сотрудники «Ленметропроекта» (в настоящее время – «Ленметрогипротранс») начали работу над Невско-Василеостровской линией в 1962 году. Строительство этой линии началось два года спустя в 1964 году.
Первый участок линии был открыт для пассажиров 3 ноября 1967 года и включал в себя четыре станции – «Площадь Александра Невского», «Маяковская», «Гостиный двор» и «Василеостровская» (в проекте «Средний проспект»). Строительная длина этого участка составила 8,2 километра и 6,7 километра эксплуатационная. На этом участке также появились две пересадочные станции: «Маяковская» - «Площадь Восстания» и «Гостиный двор» - «Невский проспект». Все четыре станции участка были нового, закрытого типа без боковых пересадочных платформ, как станция метро «Парк Победы». При этом пересадочные станции «Гостиный двор» и «Маяковская» были спроектированы и построены с шириной среднего (пассажирского) тоннеля на один метр больше, чем две другие станции данной линии.
Станция метро Василеостровская
Станция «Площадь Александра Невского -1» до перехода на станцию «Площадь Александра Невского-2»
Пересадки на станциях метро «Гостиный двор» и «Маяковская» сделаны без длинных коридоров, и для подъема вместо лестниц применены эскалаторы. Таким образом, на пересадке пассажиры не утомляются и тратят минимум времени. Конструкция пересадочной станции «Гостиный двор» состоит из трех тоннелей - двух боковых, являющихся продолжением перегонных тоннелей, и среднего зала, расположенного между ними.
Пересадочный узел станции «Невский проспект» - «Гостиный двор»
Станция метро Гостиный двор
Перегон от станции «Василеостровская» до «Гостиный двор» является самым длинным на участке - 3250 метров. Сооружался он под Невой в наиболее сложных инженерно-геологических условиях в связи с наличием здесь глубокого и широкого «размыва» кровли нижнекембрийских глин.
Второй участок линии был запущен 21 декабря 1970 года и включал всего две станции: «Елизаровская» и «Ломоносовская». Они закрытого типа, как и остальные станции на линии. Длина этого участка составила 5,8 км. Ширина зала станции «Елизаровская» составляет 8,8 метра, а у станции «Ломоносовская» – 9,8 метра.
Вид 1. Станция метро Ломоносовская
Вид 2. Станция метро Ломоносовская
С 28 сентября 1979 года, когда была открыта станция метро «Приморская». Она стала первой станцией на линии, которая была не «закрытого типа». Станция метро Приморская была спроектирована и построена как колонно-стеновая.
10 июля 1981 года был открыт участок линии от станции метро «Ломоносовская» до станции метро «Обухово» с промежуточной станцией «Пролетарская». Протяженность участка составила 4,3 километра. Через 3 года, 28 декабря 1984 года, линия была продлена до станции «Рыбацкое», которая стала первой и единственной крытой наземной станцией в Петербургском метрополитене на тот момент.
В 2015 году начались работы по строительству станций «Зенит» (до 14 августа 2020 г. «Новокрестовская») и «Беговая». Их открытие было запланировано к моменту проведения Чемпионата мира по футболу в мае 2018 года. Данный участок Невско-Василеостровской линии является первым в России объектом, который был спроектирован и построен по технологии строительства двухпутных тоннелей, что позволило сократить сроки и стоимость строительства. Технология была разработана сотрудниками «Ленметрогипротранса».
Характеристика станций:
Название станции | Дата открытия | Тип станции | |
Беговая | 26 мая 2018 г. | Колонная многопролётная, мелкого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69670379 |
Зенит, до 14 августа 2020 г. Новокрестовская | 26 мая 2018 г. | Колонная многопролётная, мелкого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69670368 |
Приморская | 28 сентября 1979 г. | Колонно-стеновая, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33984738 |
Василеостровская | 3 ноября 1967 г | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674545 |
Гостиный двор | 3 ноября 1967 г. | Закрытого типа | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506638 |
Маяковская | 3 ноября 1967 г. | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674544 |
Площадь Александра Невского | 3 ноября 1967 г. | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674557 |
Елизаровская | 21 декабря 1970 г. | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674549 |
Ломоносовская | 21 декабря 1970 г. | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674533 |
Пролетарская | 10 июля 1981 г | Колонная | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674541 |
Обухово | 10 июля 1981 г | Односводчатая, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674543 |
Рыбацкое | 28 декабря 1984 г. | Крытая наземная | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37725471 |
Фото в таблице: Список станций Петербургского метрополитена
Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ или из книги «Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса»
Источники:
- Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2011. - 388 с
- За далью снова будет даль. Третье десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2012. - 421 с.
- А годы летят... : четвертое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [с 1978 по 1986 год : сборник / составители: Н.И. Кулагин и другие]. - Санкт-Петербург : ПМБ, 2013. - 483 с.
- Невско-Василеостровская линия