Московско-Петроградская линия (вторая линия, синяя)
Вторая линия Петербургского метрополитена или Московско-Петроградская связывает южные и северные районы города, обозначается синим цветом. Она является самой протяженной среди всех линий метро в Петербурге - 30,11 км.
К проектированию 1-ого участка второй линии институт «Ленметропроект» (в настоящее время – «Ленметрогипротранс») приступил в 1955 году, а строительство участка началось в 1958 году.
29 апреля 1961 года был сдан в эксплуатацию первый участок второй Московско-Петроградской линии метрополитена от станции «Парк Победы» до станции «Технологический институт-2» длиной 6,62 километра с пятью станциями: «Парк Победы», «Электросила», «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Московские ворота».
Станция метро Московские ворота
Станция метро Технологический институт - 2
Станция метро Фрунзенская
Участок запроектирован и построен под поезда шестивагонного формирования с длиной платформы 120 метров. Все станции глубокого заложения с одним наземным вестибюлем. Станция «Технологический институт-2» при пуске своего вестибюля не имела. Второй вестибюль появился только в 1980 году. Так, как строительство станций началось после выхода постановления «об устранении излишеств в проектировании и строительстве», архитектура станций данной линии выполнена в минималистичном стиле.
Также, при проектировании было применено 2 новшества:
- Впервые в отечественной практике пересадочный узел из двух станций различных линий метрополитена («Технологический институт 1 и 2») был построен таким образом, что в попутном направлении пассажиры одной линии пересаживались в поезда другой, лишь переходя поперек платформы, чем экономили время пересадки и общее время поездки.
- Впервые в мире спроектирована станция метро закрытого типа без боковых посадочных платформ. Путевые тоннели станции являются продолжением перегонных тоннелей. Они отделяются от центрального зала стеной с автоматическими дверьми, открывающимися вместе с дверями вагонов поезда. Данный тип станции называли «горизонтальный лифт». Первой такой станцией в Ленинграде стала «Парк Победы».
Пересадочный узел станции Технологический институт
Станция метро Парк Победы
В конце 1959 г. «Ленметрогипротранс» приступил к проектированию 2-ого участка Московско-Петроградской линии метрополитена. 1 июля 1963 года вошел в состав действующего метрополитена второй участок линии от станции «Технологический институт-2» до станции «Петроградская». Длина участка составила 5,9 км. Он включал в себя 4 станции: «Сенная площадь» (до 1992 года «Площадь Мира»), «Невский проспект», «Горьковская» и «Петроградская».
Станция метро Горьковская
Все станции этого участка – закрытого типа, без боковых пересадочных платформ. Вестибюль станции «Петроградская» был построен наземным, встроенным в здание Дома Мод, которое целиком было спроектировано инженерами «Ленметрогипротранса». Ст. «Невский проспект» стала первой станцией без наземного вестибюля.
В 1965 г. институту было дано задание на проектирование продления Московско-Петроградской линии на юг от ст. «Парк Победы» с тремя станциями. Пуск участка разделили на два этапа: 25 декабря 1969 г. открылась для пассажиров станция метро «Московская», а 25 декабря 1972 г. были открыты станции «Звездная» и «Купчино». Ст. «Купчино» стала первой крытой наземной станцией и первой станцией с боковыми платформами в Ленинградском метро, а «Звёздная» стала последней станцией закрытого типа. Закончилась целая короткая эпоха строительства только станций без посадочных платформ.
Следующее продление линии состоялось на север от ст. «Петроградская» в сторону ж/д станции «Удельная». На участке были спроектированы станции новейшего типа: односводчатые глубокого заложения с увеличенной шириной пролёта. Пуск участка состоялся 6 ноября 1982 г., длина составила 6,85 км.
В состав 4 участка Московско-Петроградской линии вошли следующие станции: «Черная речка», «Пионерская», «Удельная». Также, на ст. «Удельная» впервые был опробован метод сквозной проходки опорных тоннелей станции тоннелепроходческим комплексом «с ходу» после проходки перегонного тоннеля.
Станция метро Пионерская
Вестибюль станции метро Пионерская
Станция метро Черная речка
Вестибюль станции метро Черная речка
Через 6 лет 19 августа 1988 г. для пассажиров был открыт участок от ст. «Удельная» до ст. «Проспект Просвещения» c промежуточной станцией «Озерки». Длина участка составила 3,73 км. Станция метро «Проспект Просвещения» колонного типа, основная архитектурно-декоративная идея - «Свет просвещения» - раскрыта приемом освещения станции. Свод центрального зала освещен встроенными в пилоны светильником, платформенные участки освещены настенными бра. Архитектурное решение станции «Озерки» через панно на торцевой стене и мозаичные вставки в полу раскрывает тему «Отдых».
Спустя 18 лет была открыта станция метро «Парнас», которая на данный момент является конечной станцией. «Парнас» - это крытая наземная станция по типу «Купчино», «Девяткино» и «Рыбацкое», но, в отличие от вышеперечисленных станций, не является пересадочным узлом на пригородные электропоезда.
Характеристика станций
Название станции | Дата открытия | Тип станции | |
Парнас | 22 декабря 2006 г. | Крытая наземная | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506469 |
Проспект просвещения | 19 августа 1988 г. | Колонно-стеновая трехсводчатая, глубокого заложения | Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17853704 |
Озерки | 19 августа 1988 г. | Односводчатая, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35895035 |
Удельная | 4 ноября 1982 г. | Односводчатая, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35895037 |
Пионерская | 4 ноября 1982 г. | Односводчатая, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42621828 |
Черная речка | 4 ноября 1982 г. | Односводчатая, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=25879406 |
Петроградская | 1 июля 1963 г. | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=30488467 |
Горьковская | 1 июля 1963 г. | Пилонная с укороченным центральным залом, глубокого заложения | Авторство: Hed1N. Собственная работа, загруженная первоначальным автором, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=63773124 |
Невский проспект | 1 июля 1963 г. | Пилонная, глубокого заложения | Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14682731 |
Сення площадь (до 1 июля 1992 "Площадь Мира") | 1 июля 1963 г. | Пилонная, глубокого заложения | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506533 |
Технологический институт - 2 | 11 апреля 1961 г. | Пилонная, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=130426503 |
Фрунзенская | 29 апреля 1961 г. | Пилонная с укороченным центральным залом | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506340 |
Московские ворота | 29 апреля 1961 г. | Пилонная с укороченным центральным залом | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506413 |
Электросила | 29 апреля 1961 г. | Пилонная с укороченным центральным залом | Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17396911 |
Парк победы | 29 апреля 1961 г. | Закрытого типа | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20371887 |
Московская | 25 декабря 1969 г. | Закрытого типа | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506392 |
Звездная | 25 декабря 1972 г. | Закрытого типа | Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17523265 |
Купчино | 25 декабря 1972 г. | Наземная крытая | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506364 |
Фото в таблице: Список станций Петербургского метрополитена
Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ или из книги «Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса»
Источники:
- Они были первыми: первое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2010. - 324 с.
- Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2011. - 388 с
- За далью снова будет даль. Третье десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2012. - 421 с.
- Эпохи бурной круговерть Пятое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2014.