Лахтинско-Правобережная линия (четвертая линия, оранжевая)
Четвертая линия Петербургского метрополитена, известная как Лахтинско-Правобережная линия, соединяет центр города Санкт-Петербурга с его юго-восточными районами, расположенными на правом берегу реки Невы. Обозначается оранжевым цветом.
«Ленметропроект» (в настоящее время – «Ленметрогипротранс») начал работу над четвертой линии в 1977 году. Для ускорения работы было принято решение исключить стадию подготовки и перейти сразу к разработке чертежей. В 1981 году началась подготовка к проходке тоннеля.
Открытие первого участка Лахтинско-Правобережной линии состоялось 30 декабря 1985 года от станции «Площадь Александра Невского-2» до «Проспект Большевиков» с промежуточными станциями «Ладожская» и «Новочеркасская» (до 1992 года «Красногвардейская»). Строительная длина участка составила 6,83 км. Сокращению строительных сроков способствовало широкое внедрение метода сквозной проходки участка. Это стало переходом от скоростного строительства отдельных «перегонов» к скоростному сооружению пускового участка в целом. На станции «Проспект Большевиков» впервые был применен опытный образец механизированного агрегата «АМК-1» для разработки породы калоттной прорези и монтажа сборной блочной железо бетонной обделки свода.
Станция метро Красногвардейская (Новочеркасская)
Площадь Александра Невского-2 (вестибюль)
Следующий пуск состоялся спустя 2 года. 1 октября 1987 года открылся участок от станции «Проспект Большевиков» до станции «Улица Дыбенко», над которым институт вел работу с 1983 года. Длина участка составила 1,56 км. Станция «Улица Дыбенко» - колонного типа, аналогичная станции «Площадь Александра Невского-2», с обжатием на породу свода среднего тоннеля для снижения деформаций дневной поверхности. При этом была осуществлена сквозная проходка щитом «КТ-1 -5,6» тоннелей от станции «Проспект Большевиков» до отстойных тупиков за станцией «Улица Дыбенко».
30-го декабря 1991-го года был пущен в эксплуатацию новый участок Правобережной линии от станции «Площадь Александра Невского-2» до станции «Садовая» (временно входила в состав Лахтинско-Правобережной линии) с двумя промежуточными станциями: «Лиговский проспект», «Достоевская». Эксплуатационная длина участка составила 4,59 км.
Из трех станций, которые были введены в эксплуатацию, две – «Садовая» и «Достоевская» - пересадочные на другие линии метрополитена. Конкретно, «Достоевская» обеспечивает переход на «Владимирскую» (Кировского-Выборгская линия), а «Садовая» на «Сенную Площадь» (Московско-Петроградская линия).
Вид 1 Вестибюль станции Достоевская
Вид 2. Вестибюль станции Достоевская
Вид 1 станция метро Лиговский проспект
Вид 2 станция метро Лиговский проспект
На станции «Садовая» подземный вестибюль с переходами размещен под Сенной площадью. На станции «Лиговский проспект» и «Достоевская» вестибюли наземные. У станции «Лиговский проспект» вестибюль встроен в административно-бытовой корпус метрополитена.
7-ого марта 2009-го года была введена в эксплуатацию станция «Спасская». Из-за строительства данной станции участок линии «Садовая» - «Комендантский проспект» временно входил в состав Правобережной линии с 1991 года. После открытия «Спасской» этот участок отошел к Фрунзенско-Приморской линии. Данная станция является конечной и пересадочной на станцию «Сенная площадь» и «Садовая».
Таким образом, благодаря введению в эксплуатацию станции «Спасская», пересадочный узел на Сенной площади стал самым большим в Петербургском метрополитене,включая в себя целых три станции.
В настоящее время, линия продолжает развиваться и играть важную роль в обеспечении доступности и удобства общественного транспорта в Санкт-Петербурге.
Характеристика станций:
Название станции | Дата открытия | Тип станции | |
Спасская | 7 марта 2009 г. | Пилонная трехсводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37153765 |
Достоевская | 30 декабря 1991 г. | Колонная трехсводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674559 |
Лиговский проспект | 30 декабря 1991 г. | Односводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37153766 |
Площадь Александра Невского-2 | 30 декабря 1985 г. | Колонная трехсводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16984191 |
Новочеркасская, до 1992 г. Красногвардейская | 30 декабря 1985 г. | Односводчатая | Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16984161 |
Ладожская | 30 декабря 1985 г. | Односводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35842544 |
Проспект Большевиков | 30 декабря 1985 г. | Односводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35842542 |
Улица Дыбенко | 1 октября 1987 г. | Колонностеновая, трехсводчатая | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35842547 |
Фото в таблице: Список станций Петербургского метрополитена
Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ.
Источники:
- А годы летят... : четвертое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [с 1978 по 1986 год : сборник / составители: Н.И. Кулагин и другие]. - Санкт-Петербург : ПМБ, 2013. - 483 с.
- Эпохи бурной круговерть Пятое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2014.
- Книга «Ленметрогипротранса. Десятилетия успеха - хроника событий. 70 лет»
- Лахтинско-Правобережная линия