Кировско-Выборгская линия (первая линия, красная)
Кировско-Выборгская линия - Первая или красная линия. На данный момент соединяет районы Санкт-Петербурга, которые расположены на юго-западе и северо-востоке.
На ней расположены станции, которые относятся к первой очереди и считаются одними из самых красивых станций Петербургского метрополитена. Проектное задание на сооружение пуска линии было выполнено еще в 1941 г., но Великая Отечественная Война оборвала эти планы.
Работа над проектом возобновилась в 1946 г. Ленметрогипротранс (Ленметропроект) переработал довоенный проект, уменьшив количество станций и немного изменив трассировку. В сентябре 1948 года технический совет управления утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита. Сооружение станций было принято разделить на два этапа: пуск первого участка и пуск второго участка Кировско-Выборгской линии.
7 октября 1955 года запущен первый обкаточный электропоезд, а 15 ноября был осуществлен пуск 1-го участка Кировско-Выборгской линий от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания». Протяженность участка составила 10,8 км. Линия стала не только транспортной жилкой города, но и символом технического и архитектурного мастерства советской эпохи. Это было историческое событие для города и страны, и метрополитен сразу стал популярным и востребованным средством общественного транспорта.
В составе 1-го участка были открыты следующие станции: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод», «Автово». Станции были выполнены в стиле сталинской архитектуры. Длина первого участка составила 10,8 км. (в 2-ух путном исчислении).
Внутренний зал станции метро Кировский завод
Внутренний зал станции метро Нарвская
Внутренний зал станции метро Балтийская
Внутренний зал станции метр Владимирская
Внутренний зал станции метро Площадь Восстания
Внутренний зал станции метро Технологический институт -1
Вместе со станциями открыли электродепо ТЧ-1 «Автово» и временную станцию «Пушкинская». Окончательно «Пушкинская» открылась и стала доступна пассажирам 30 апреля 1956 г. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством первой в России Царскосельской железной дороги. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
С момента своего открытия и по сегодняшний день станция «Пушкинская» считается одной из красивейших в Петербургском метрополитене.
Сразу после пуска первых станций сотрудники Ленметрогипротранса перешли к работе над 2-ым участком Кировско-Выборгской линии от Московского вокзала до Финляндского вокзала с промежуточной станцией «Чернышевская».
1 июня 1958 г. состоялся пуск 2-ого участка линии, но без станции «Чернышевская», в связи с осложнениями при строительстве вестибюля. Сама станция была открыта 1 сентября 1958 г.
Таким образом, в состав 2-го участка вошли следующие станции: «Чернышевская» и «Финляндский вокзал» (позже названной «Площадь Ленина»). Протяженность участка составила 3,4 км. Две станции пилонного типа: «Чернышевская» - диаметр 8,5 метра, «Финляндский вокзал» - диаметр 9,5 метра. Впервые были пройдены тоннели метрополитена под Ковенским размывом и под Невой. Вестибюль станции «Чернышевская» - отдельно стоящий, вестибюль станции «Финляндский вокзал» («Площадь Ленина») - встроенный в новое здание вокзала.
Вестибюль станции метро Площадь Ленина
Вестибюль станции метро Чернышевская
После пуска 2-ого участка идея, выдвинутая еще в довоенные годы, соединить линией метрополитена все железнодорожные вокзалы города на Неве была реализована.
В июле 1965-ого года начались работы над станцией метро «Дачное» и перегона от станции «Автово» до станции «Дачное» длиной 1,5 км. Предполагалось, что данная станция обеспечит транспортом юго-западные районы Ленинграда. «Дачное» стала наземной станцией метро и размещалась рядом с депо «Автово».
Открытие состоялось в 1966 году. Станция метро была временной, работала по тупиковой схеме, ее вестибюль выходил к Трамвайному проспекту. «Дачное» была закрыта 5 октября 1977 года, после пуска в эксплуатацию построенного позже (в сентябре 1977 года) участка мелкого заложения от станции «Автово» до станции «Проспект Ветеранов» с промежуточной станцией «Ленинский проспект».
22-го апреля 1975-го года линия была продлена на север от «Площади Ленина» до «Лесной» с промежуточной «Выборгской». 31 декабря того же года состоялся пуск в эксплуатацию, после серьезной аварии на «Размыве», участка от станции «Лесная» до станции «Академическая». Эксплуатационная длина составила 4,31 км. На участке открылись станции метро «Площадь Мужества» и «Политехническая». Данные станции являются первыми односводчатыми станциями глубокого заложения в Петербургском метрополитене.
Последний раз линию продлили в 1978 году, она дошла до посёлка Мурино и вышла в Ленинградскую область, став первой линией, вышедшей за пределы города. Открылись станции «Гражданский Проспект» и «Девяткино».
Вид 1. Станция метро Девяткино
Вид 2. Станция метро Девяткино
Вид 3. Станция метро Девяткино
Так, поезда по Кировско-Выбогской линии (Первой линии) пошли через весь город с северо-востока на юго-запад от станции «Девяткино» до «Проспект Ветеранов». Каждая станция первой линии метрополитена была уникальной по своему дизайну и интерьеру. Инженеры и архитекторы стремились создать пространства, сочетающие функциональность и эстетику, а также отражающие исторические и культурные особенности города.
Таким образом, благодаря усилиям инженеров и специалистов Ленметрогипротранса была осуществлена успешная реализация первой линии Санкт-Петербургского метрополитена, которая послужила основой для дальнейшего развития метрополитенов в России и за её пределами.
Характеристика станций
Название станций | Дата открытия | Тип станции | |
Девяткино (до 1 июля 1992 г. Комсомольска) |
29 декабря 1978 г. | Наземная крытая станция | Авторство: A.Savin. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11506035 |
Гражданский проспект | 29 декабря 1978 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14724875 |
Академическая | 31 декабря 1975 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35895039 |
Политехническая | 31 декабря 1975 г. |
Односводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14724875 |
Площадь мужества | 31 декабря 1975 г. |
Односводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35895039 |
Лесная | 22 апреля 1975 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34632731 |
Выборгская | 22 апреля 1975 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35895033 |
Площадь Ленина | 1 июня 1958 г. | Станция пилонного типа, с укороченным центральным залом глубокого заложения | Авторство: Florstein. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17444464 |
Чернышевская | 1 июня 1958 г. | Станция пилонного типа, с укороченным центральным залом глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20445329 |
Площадь Восстания | 15 ноября 1955 г. | Станция пилонного типа глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=89230881 |
Владимирская | 15 ноября 1955 г. | Станция пилонного типа, с укороченным центральным залом, глубокого заложения | Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=132166192 |
Пушкинская | 30 апреля 1956 г. |
Станция пилонного типа глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37674529 |
Технологический институт -1 | 15 ноября 1955 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=130360624 |
Балтийская | 15 ноября 1955 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34345184 |
Нарвская | 15 ноября 1955 г. |
Станция пилонного типа глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34345184 |
Кировский завод | 15 ноября 1955 г. |
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=131372755 |
Автово | 15 ноября 1955 г. |
Колонная трехпролетная мелкого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=22706655 |
Ленинский проспект | 29 сентября 1977 г. |
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=130426530 |
Проспект Ветеранов | 29 сентября 1977 г. |
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения |
Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=130360628 |
Фото в таблице: Список станций Петербургского метрополитена
Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ или из книги «Они были первыми: первое десятилетие «Ленметрогипротранса»
Источники:
- Они были первыми: первое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2010. - 324 с.
- Новые горизонты: второе десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2011. - 388 с
- История Петербургского метрополитена
- Кировско-Выборгская линия