Фрунзенско-Приморская линия (пятая линия, фиолетовая)
Фрунзенско-Приморская линия Петербургского метрополитена или пятая лини обеспечивает связь между северо-западными районами города и его центральной частью. Обозначается фиолетовым цветом.
Строительство было начато в конце 1980-х годов. Линия состоит из двух радиусов - Приморского и Фрунзенского. До 7 марта 2009 года, участок Приморского радиуса линии находился в составе Правобережной линии.
«Садовая» стала первой станцией линии, которая была открыта 30 декабря 1991 года. Она оставалась единственной действующей частью до запуска в эксплуатацию первого участка.
15-го сентября 1997-го года открылись станции будущего Приморского радиуса от станции «Садовая» до «Чкаловская» с промежуточной станцией «Спортивная». Между «Садовой» и «Спортивной» был оставлен задел для станции «Адмиралтейская». Строительная длина участка составила 6,32 км.
Станция «Спортивная» впервые в России была построена как пересадочная двухэтажная, с шириной платформы на нижнем ярусе 13,2 м, на верхнем - 11,7 м. Платформа и перекрытие под пути верхнего яруса опираются на два продольных колонно-прогонных комплекса. Между ярусами платформы соединяются двумя группами малых эскалаторов.
Для станции «Спортивная» отделами института были разработаны две новые конструкции укладки пути, которые позволили снизить уровень вибрации и шума на этой станции при ее эксплуатации.
станция метро Чкаловская
станция метро Спортивная
Через два года, 15-го января 1999-го года открылся участок от станции «Чкаловская» до «Старая Деревня». Эксплуатационная длина участка составляет 4,24 км, с двумя станциями односводчатого типа и с оборотом поездов за станцией «Старая деревня».
В архитектурно-художественном решении станции «Старая Деревня» выразилось стремление авторов сохранить связь с архитектурой городской среды. По осе перегонного зала были установлены семь чугунных светильников-торшеров, близких по архитектурному характеру к городским фонарям. Они имеют по девять ламп-шаров из молочного стекла, окружены скамьями для отдыха пассажиров, вокруг скамей пол из чугунных плит. Новый участок проходил под Крестовским островом, на котором был оставлен задел под будущую одноименную станцию, которая была открыта только 5 сентября 1999-ого года.
станция метро Старая деревня
станция метро Крестовский остров
2 апреля 2005-го года был открыт участок от станции «Старая деревня» до станции «Комендантский проспект», которая являлась временно конечной станцией. Эксплуатационной длина участка составила 2,655 км. Станция «Комендантский проспект» колонного типа из сборных железобетонных блоков и тюбингов, с колонно-прогонным металлическим комплексом. За этой станцией сооружены три тупика с двумя группами камер съезда для оборота поездов.
Спустя три года был сдан в эксплуатацию первый пусковой пусковой комплекс Фрунзенского радиуса. Так, 20 декабря 2008 года был введён участок от станции «Садовая» до станции «Волковская» с промежуточной станцией «Звенигородская», на котором было организовано челночное движение по обоим путям.
При сооружении эскалаторного тоннеля станции «Звенигородская» впервые в Санкт-Петербурге был применен комбинированный способ закрепления неустойчивых водонасыщенных грунтов и многослойная монолитная железобетонная обделка.
7 марта 2009 года произошло объединение участка между «Комендантским проспектом» и «Садовой», который до этого времени являлся частью Правобережной линии, с участком между «Звенигородской» и «Волковской». Между станциями «Комендантский проспект» и «Волковская» было восстановлено нормальное движение.
30 декабря 2010 года была открыта станция «Обводный канал». Эскалаторный тоннель данной станции метростроевцы прошли новым специализированным щитом фирмы «Херренкнехт». Для этого сотрудники «Ленметрогипротранса» разработали документацию на сооружение стартового котлована и эскалаторного тоннеля.
28 декабря 2011 года открылась станция «Адмиралтейская», которая стала самой глубокой станцией метро в Санкт-Петербурге. Через год были открыты станции «Бухарестская» и «Международная».
3 октября 2019 года были открыты станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». На данном участке, впервые в отечественном метростроении был построен двухпутный перегонный тоннель между станциями «Дунайская» и «Проспект Славы». Он был создан при помощи тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) с грунтопригрузом. Станция метро «Шушары» - наземная крытая, самая южная станция метро в Санкт-Петербурге, является конечной Фрунзенско-Приморской линии.
Характеристика станций:
Название станции | Дата открытия | Тип станции | |
Комендантский проспект | 2 апреля 2005 г. | Колонно-стеновая | |
Старая Деревня | 14 января 1999 г. | Односводчатая | |
Крестовский остров | 3 сентября 1999 г. | Колонно-стеновая | |
Чкаловская | 15 сентября 1997 г. | Односводчатая | |
Спортивная | 15 сентября 1997 г. | Двухъярусная пересадочная односводчатая | |
Адмиралтейская | 28 декабря 2011 г. | Колонно-стеновая | |
Садовая | 30 декабря 1991 г. | Односводчатая | |
Звенигородская | 20 декабря 2008 г. | Колонно-стеновая | |
Обводный канал | 30 декабря 2010 г. | Пилонная | |
Волковская | 20 декабря 2008 г. | Пилонная | |
Бухарестская | 28 декабря 2012 г. | Пилонная | |
Международная | 28 декабря 2012 г. | Колонно-стеновая | |
Проспект славы | 3 октября 2019 г. | Пилонная | |
Дунайская | 3 октября 2019 г. | Колонная многопролетная | |
Шушары | 3 октября 2019 г. | Крытая наземная | |
Фото в таблице: Список станций Петербургского метрополитена
Фото по тексту взяты из архивных альбомов ЛМГТ
Источники:
- За далью снова будет даль. Третье десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2012. - 421 с.
- А годы летят... : четвертое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [с 1978 по 1986 год : сборник / составители: Н.И. Кулагин и другие]. - Санкт-Петербург : ПМБ, 2013. - 483 с.
- Эпохи бурной круговертью.Пятое десятилетие «Ленметрогипротранса» / [сост.: Н. И. Кулагин, В. П. Тарасюгина]. - Санкт-Петербург: Петербургский модный базар, 2014
- Книга «Ленметрогипротранса. Десятилетия успеха - хроника событий. 70 лет»
- Фрунзенско-Приморская линия