Санкт-Петербург
+7 (812) 316-20-22
+7 (812) 571-20-22

Тоннели БАМа. Северо-Муйский хребет.

Институт «Ленметрогипротранс» спроектировал на трассе Байкало-Амурской магистрали 10 тоннелей общей протяженностью около 60 км.

За эту работу институт «Ленметрогипротранс» в 1991 г. удостоен премией Совета Министров СССР.

Наименование тоннеля

Длина (км)

Примечание

Байкальский перевальный

6,7 км.

Однопутный

Мысовые тоннели на побережье оз. Байкал.

(№ 1, №2, №3, №4

№ 1-0,4км

№2-1,8 км

№3-1,6км

№4-13 км

Двухпутные

Северо-Муйский перевальный тоннель

 

15,3 км.

Однопутный

Тоннели на обходе Северо-Муйского хребта, №1, №3)

№1-1,7 км.

№3-0,8км.

Однопутные

Кодарский перевальный тоннель

 

1,95 км.

Однопутный

Нагорный тоннель

1,2 км.

Однопутный

 

Байкальский тоннель расположен на участке Усть-Кут – Нижнеангарск. Тоннель односкатный с подъемом на восток при максимальном уклоне 13,5% проходит под самым низким, Даванским перевалом Байкальского хребта и пересекает границу Иркутской области и Бурятской.

Северо-Муйский тоннель, расположенный на участке Нижнеангарск – Чара, пересекает центральную часть одноименного хребта. Тоннель двухскатный. Гранитный массив по трассе Северо-Муйского тоннеля сильно дислоцирован тектоническими процессами с образованием многочисленных разноориентированных зон разломов, породы в которых раздроблены до состояния песка и щебня.

Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ) открывает путь к крупным источникам ценных минерально-сырьевых ресурсов в примыкающих к ней районах Сибири и Дальнего Востока. Протяженность магистрали 3200 км.

От Усть-Кута (ст. Лена) до Комсомольска-на-Амуре магистраль проходит по неосвоенным районам Восточной Сибири и является по существу первым хозяйственным объектом на тяготеющей к ней огромной территории площадью свыше 1,5 млн.кв.км.

Данный район характеризуется суровым климатом и сложными инженерно-геологическими условиями:

  • высокогорье, отсутствие дорог
  • высокая сейсмичность (до 10 баллов), следовательно разрушенность прочных пород
  • резко континентальный климат, зимой температура опускается до - 45°С, летом поднимается до +35°С
  • наличие по трассе тоннелей участков вечной мерзлоты с температурой грунтов -1-2°С
  • температура грунтовых вод от +0,5°С до +50°С и притоки на забой до 500 - 700 куб.м в час;

До начала и в ходе строительства был выполнен большой объем исследований инженерно-геологических условий строительства:

  • геофизические и термометрические исследования;
  • бурение вертикальных и наклонных разведочных скважин;
  • геолого-структурная, неотектоническая и сейсмогеологическая съемки;
  • дешифрирование аэро- и космических съемок районов строительства тоннелей;
  • обнаружения зон нарушенных грунтов без бурения разведочных скважин из забоя тоннеля методом, основанным на регистрации электромагнитной эмиссии бесконтактным способом.

Проходка тоннелей преимущественно велась на полное сечение буровзрывным способом с параллельным бетонированием бетонной обделки. В трещиноватых и сильнотрещиноватых скальных грунтах, в зонах тектонических разломов широко использовалась технология проходки с применением арочно-бетонной крепи.

Перед бетонированием внутреннего слоя обделки осуществляли измерение деформаций крепи, рассчитывали величину полного горного давления, по которому определяли требуемую несущую способность постоянной обделки и возможность демонтажа металлических арок. В основе технологии - прогреccивный способ крепления выработки с возведением податливой арочно-бетонной крепи сразу после разработки грунта в забое, что вовлекает в работу горный массив и снижает горное давление на крепь и обделку.

При сооружении Байкало-Амурской магистрали применялись следующие специальные способы ведения работ и конструкции:

  • Инъекционное закрепление грунтов.
  • Опережающие экраны из труб
  • Комплексное водопонижение
  • Проходка с помощью портальных буровых рам
  • Сооружение тоннелей с раскрытием дополнительных забоев из ТРДШ
  • Высокопроизводительные опалубки
  • Низкотемпературное замораживание жидким азотом.
  • Применение механизированнных горнопроходческих комплексов
  • Новые бесскваженные геофизические методы обнаружения зон нарушения грунтов впереди забоя
  • Новые двухслойные сейсмические конструкции обделок


Список использованных источников:

  1. Тоннели БАМа. Основные технические параметры проекта
  2. К 45-летию начала строительства тоннелей Байкало-Амурской (БАМ) железной дороги