Главная Новости Мнения наших экспертов Будет ли в Петербурге метро?
 
6 мая 2019 г.

Будет ли в Петербурге метро?

О сегодняшней ситуации в области метростроения рассказывает заместитель генерального директора по проектированию метрополитенов ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимир Марков.

– Владимир Андреевич, какова ситуация на строящихся объектах Петербургского метрополитена?

– По Фрунзенскому радиусу строительство остановлено в связи с отсутствием финансирования, по другим объектам картина примерно та же. Пока заказчик не выделит деньги на продолжение работ, а «Метрострой» не разберется с миллиардными долгами, изменений к лучшему не предвидится.

– Есть информация, что ТПМК «Надежда», строивший двухпутные тоннели в Северной столице, уедет в  Москву. Вы можете это прокомментировать?  

– В Петербурге работы для метростроителей практически нет, зато Московский метрополитен расширяется гигантскими темпами. Если Москва приглашает, почему бы и нет? Другой вопрос, что обратно «Надежда» не вернется: щит уже не новый, он отработал на строительстве двухпутных тоннелей продолжения Фрунзенского радиуса и Невско-Василеостровской линии. В Москве условия эксплуатации наверняка будут жесткими, а для любого оборудования есть понятие «амортизация»…

Петербург останется без оборудования и без специалистов. Диаметр щита уникален, такую машину взять будет негде. Даже если представить, что город решит купить новый щит, на его проектирование и изготовление потребуется как минимум год и немалые средства. Однако, судя по последним событиям, в развитии системы метрополитена Петербург не заинтересован.

– Велик ли портфель заказов у «Ленметрогипротранса»?

– Ситуация в проектировании такая же, как в строительстве. В Петербурге нет новых проектов – актуализируются старые. Сегодня «Ленметрогипротранс» успешно работает в  Москве, что позволяет жить более-менее благополучно. В частности, мы сдали проектную и рабочую документацию по участку Кожуховской линии. Сейчас готовим еще несколько новых проектов.

– Если так пойдет и дальше, петербургский тандем «Метрострой» – «Ленметрогипротранс» станет московским?

– Даже если щит уедет в Москву, мы будем работать на разных  участках. В столице «Надежда» будет строить тоннели средней глубины  заложения – как на Крестовском острове в Петербурге. Это отработанная технология, фактически – повторение наших проектов.

– И все же, есть ли перспективы развития петербургской «подземки»?

– Есть некие проекты, которые могут быть реализованы, если город и «Метрострой» урегулируют споры. Сейчас мы проектируем северные участки Невско-Василеостровской и Фрунзенско-Приморской линии с перспективой закончить эту  работу в 2019 году. Проект Красносельско-Калининской линии также будет завершен в ближайшем будущем и пойдет в Главгосэкспертизу. Безусловно, существует официальная Схема транспортного развития Санкт-Петербурга до 2030 года, но, как показывает практика, она мало пересекается с реальностью.

– В прессе снова заговорили о возможности строительства линии метро в международный аэропорт «Пулково». Хотелось бы узнать подробности… 

– Существует запрос некой частной структуры, планирующей строить город-спутник рядом с Гатчиной, о возможности строительства линии метро до «Пулково» и далее в сторону Гатчины. Пока это только обращение в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, ничего конкретного.

Проектируемое продление Кировско-Выборской линии предполагается направить в совсем в другом направлении – на юго-запад, к проспекту Маршала Жукова. Инвесторы должны понять экономику проекта, хотя очевидно, что вести подземную линию в Гатчину нецелесообразно. Более вероятна линия скоростного трамвая.

– Есть ли перспективы у кольцевой линии?

– Кольцо для Петербурга по моему мнению не актуально. Это хорошая идеология на перспективу, но сегодня она не актуальна.

– В чем причина? Мало станций?

– Мало линий, и расположены они таким образом, что диаметр кольца получается небольшой. Кольцо сэкономит пассажирам 2-3 остановки, но добавит лишнюю пересадку. На мой взгляд, важнее развивать систему радиальных линий.

– Почему метростроение стало трендом во всем мире, но не в России?    

– За рубежом метро строят очень много, и не только в Европе и США. Индия, Китай, Индонезия и даже Венесуэла активно развивают метрополитены, строят подземные и наземные линии, причем проекты реализуются при финансовой поддержке правительств этих стран. Там все прекрасно понимают, что иначе невозможно решить транспортные проблемы крупных городов. России это еще предстоит осознать.